Для формирования единой процедуры адаптации персонала, целесообразно создать рабочую группу по оценке персонала, в которой примут участие сотрудники службы персонала и представители основных подразделений компании, а также отделов с высоким уровнем текучести кадров. Основной целью рабочей группы по адаптации нового сотрудника, является создание инструмента, одновременно унифицирующего подход к адаптации сотрудников и ориентированного на специфику существующих профессий и подразделений.
Программы по адаптации персонала
Программа адаптации новых сотрудников - представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести новому сотруднику, ответственному за адаптацию. Как правило, программа адаптации рассчитана на период испытательного срока работника. Однако надо помнить о том, что если из условий трудового договора следует, что испытательный срок истек, это вовсе не означает, что сотрудник успешно адаптировался в компании.
Процесс адаптации персонала, во многом зависит от индивидуальных качеств работника, и его нельзя ограничивать четкими временными рамками. Содержание программы зависит от факторов:
• содержания работы;
• статуса уровня ответственности нового сотрудника;
• рабочего окружения;
• личностных особенностей сотрудника.
Оценка адаптации новых сотрудников
Для успешной реализации работы оценки адаптации персонала в организации важно выполнить следующие требования:
• система взаимодействия должна охватывать всех новых сотрудников, поступающих на предприятие;
• механизм воздействия должен быть персонифицированным, рассчитанным на индивидуальную работу;
• внедряемая система управления адаптацией должна иметь «выходы» на достаточно высокие уровни управленческой иерархии предприятия для гарантированного решения выявляемых конфликтных ситуаций;
• система должна быть достаточно простой;
• информирование новичка ориентировано на обеспечение достаточно высокого уровня осведомленности о коллективе;
• необходимым элементом системы являются эмоциональные формы воздействия на личность с первого дня ее появления в коллективе
Этапы и содержание программы адаптации
Введение в организацию -Осуществляется кадровыми службами в основном в форме курса общей ориентации. Реализуется непосредственным руководителем или наставником подразделения.
Содержание
Сообщаются следующие сведения:
• об организации в целом – история, традиции,структура, руководство, виды деятельности,
продукция потребители, приоритеты развития,проблемы;
• о порядках – процедуры найма, увольнения, требования к внешнему виду, поведению, внутренние
отношения;
• о кадровой и социальной политике;
• об оплате труда – формы и системы вознаграждения,оплата за выходные и сверхурочные, условия
премирования и проч.;
• о режиме труда и отдыха, порядке предоставления отпусков и отгулов;
• о дополнительных льготах – страхование, выходные пособия, возможности обучения, наличие столовых, буфетов, оздоровительных центров;
• об охране труда и технике безопасности – риск и опасности, связанные с выполнением работы, меры предосторожности, места оказания медицинской помощи.
• в вопросах, связанных с управлением персоналом– условия назначения на должность, перемещения, увольнения; испытательный срок, права и обязанности, отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами, оценка работы, дисциплина, поощрения и взыскания;
• об отношениях с профсоюзами;
• о решении бытовых проблем – комната отдыха, условия парковки машин и проч.;
• об экономическом положении организации – стоимость оборудования, величина прибыли, убытки от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
Знакомство:
• со структурой компании,
• с взаимосвязью между отделами,
• со спецификой деятельности подразделения,
• с сотрудниками подразделения
• неформальными правилами и нормами принятыми в коллективе
• с возможными трудностями и наиболее распространенными ошибками в работе
Экскурсии:
• Беседа с руководителем
• Памятки и брошюры об организации
• Презентации, слайды фильмы.
• С кругом должностных обязанностей
• С системами отчетности
• С програмным обеспечением
• Постановка задач на время испытательного срока.
Введение в должность - Реализуется непосредственным руководителем.
Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Выявление сильных и слабых сторон подготовки нового сотрудника, определяет реальную потребность в дополнительном обучении
Подготовка к приходу нового сотрудника важное условие полной реализации этапов, при этом целесообразно выяснить:
• подготовлено ли рабочее место (оборудование, помещение);
• проинформированы ли официально о нем будущие коллеги (фамилия, имя, послужной список, намечаемые функции) и будет ли он благожелательно стречен ими;
• подготовлены ли документы для новичка (памятка для нового сотрудника);
• в какой форме будет осуществляться адаптация (наставничество, семинары, курсы, индивидуальные беседы с руководством и наставником, ролевые игры, постепенное усложнение задач и т. п.);
• к каким задачам новичок может приступать сразу. Новому работнику нельзя давать трудных заданий, а начать для укрепления уверенности в себе и желания работать с поручений средней сложности, не забывая об инструктировании. Это позволит ему успешно справиться с ними и при этом почувствовать удовлетворение;