С тех пор, как кадровый рынок, который переживал бум в 2007 году, и оживший, казалось бы в 2010-м, сейчас снова переживает определенный кризис. И дело здесь даже не в том, что зарплатные ожидания зачастую никак не согласуются с мнением работодателя, а в том, что уже сейчас не осталось времени, чтобы вкладывать в человека временные и материальные ресурсы без оправдания своих ожиданий уже в ближайшей перспективе.
Подобное ралли на понижение окладной части и увеличение переменной, мы наблюдаем уже с середины 2011 года, когда многие подмосковные и московские компании, обнаружили «неэффективно работающие кадры», и провели вторую волну оптимизации.
Однако нынешняя оптимизация связана в основном с «эффективными затратными вложениями», т.е. вложениями в трудовой ресурс в определенный промежуток времени, в отличии от предыдущей (2008 года), которая была связана в основном с экономией средств.
Теперь обо всем по порядку. Мы выбрали наиболее важные по нашему мнению отрасли и профессии и провели оценку рынка труда по данным специальностям.
Менеджер по продажам
В отличие от 2008 - 2010 годов, когда «в менеджеры по продажам» набирали всех, кто придет и откликнется на эту вакансию, в 2012-м происходит оценка и определение новых целей компаний. Уже сейчас во многих компаниях пришли к выводу, что такая профессия, как менеджер по продажам, менеджер по работе с ключевыми клиентами, менеджер по активным продажам, фигура в компании не постоянная, рассчитанная на выполнение определенной задачи в определенный временной отрезок, т.е. проектная. Сейчас уже идут активные перестановки и распределение ролей в этой области и включаются дополнительные функции т.к. коучинг молодых специалистов и др.
Основной тенденцией мы видим устранение двух проблем: стратегия подбора профессиональных кадров, включает технологии переманивания, которые реализовать без повышения окладов невозможно. Подбор молодых специалистов с другой стороны, без увеличения мотивирующей зарплатной части, тоже слабо реализуем.
Офисный планктон:
Секретарь, менеджер по маркетингу, офис- менеджер, специалист службы документооборота и др. - это то, что в простонаречии, зовется офисным планктоном.
Вакансии, которые в недавнем прошлом составляли костяк ТОП-5 списка востребованности, ждут на наш взгляд, существенные изменения.
Специалисты нашего агентства ожидают, что накануне сокращения госсектора (где за меньшую зарплату работали с одинаковой эффективностью), подобную структуру ждет новая оптимизация. В большей степени, это касается вакансий секретарей, офис-менеджеров, сотрудников служб АХО и ДОУ (документооборота). Вместе с тем, такие вакансии как маркетолог, и офис-менеджер, существенных изменений не претерпят.
Бухгалтерия и финансы
Что касается вакансий бухгалтера, экономиста, финансового аналитика, то с середины 2011 года, зарплатные предложения этих специалистов не претерпели никаких изменений. В свете того, что многие специалисты госсектора, будут сокращены уже в ближайшем будущем, в этой сфере наличие специалистов среднего уровня будет вполне достаточно. Однако, подобная тенденция не распространиться на вакансии например Главного бухгалтера.
Персонал высшего звена
После августа 2008-го, когда произошли массовые сокращение топ-персонала, нехватка подобных специалистов ощущалась с 2009 по 2011 год. Все дело в том, что антикризисное управление имеет свою особую роль, и стратегию по подбору персонала. И многие компании только сейчас выходят на уровень посткризисного управления. В итоге руководители, выполнявшие в компаниях определенные задачи по «выходу из кризиса», справились с ними. А что касается других задач, то с ними они справиться уже не могут. Новые условия и тенденции рынка требуют новых идей и нестандартных подходов. Поэтому мы ожидаем приток новых специалистов в эту отрасль.
Менеджеры по персоналу и HR службы
HR management стал по большей части независимым звеном для компании-клиента. Кадровые агентства доказали свою эффективность в качестве внешнего ресурса для подбора требуемых специалистов. В дальнейшем мы видим тенденцию к увеличению числа заявок работодателей, с целью найти необходимый персонал.
Генеральный директор ООО "Кадры для Вас"
Фтиц Елена