Можно ли построить быструю карьеру, когда ситуация в экономике не блестяща, а предложение на рынке труда превышает спрос? Можно, считают эксперты, если учитывать реалии и быть готовым к адаптации.
Что мы имеем?
Если еще 2 года назад на человека, набравшего в поисковой строке в Интернете «менеджер по персоналу» или «бухгалтер», обрушивался целый поток привлекательных во всех отношениях вакансий, то сейчас ситуация в корне иная. Предложений стало на порядок меньше, поэтому размещения резюме на одном-двух сайтах по трудоустройству будет явно недостаточно. Тем более что в Сети объявления по вашему профилю могут попросту отсутствовать.
Человек, который потерял работу и не может ее найти, прежде всего испытывает внутренние негативные ощущения. А после попыток трудоустройства, которые закончились неудачей, у него просто опускаются руки.
Пониженный эмоциональный фон.
Люди, особенно специалисты с завышенной самооценкой, острее чем другие чувствуют неудачу. Период кризиса – это данность, которую невозможно изменить. Таким людям следует помнить, что все процессы в бизнесе – цикличны, и вслед за поражениями и неудачами приходят и победы. Поэтому не стоит переоценивать негативные эмоции: чрезмерная реакция на локальные неудачи также бесполезна, как и на локальные успехи. «Обнулив» негативные эмоции и развивая в себе эмоциональный интеллект, можно приступить к оценке того, что необходимо сделать.
Что делать?
Во-первых, необходимо выработать стратегию трудоустройства
- Выбрать нишу бизнеса, которая пострадала от кризиса меньше всего. Активность на рынке труда значительно снизилась, новых вакансий появляется меньше, однако потребность в высококвалифицированных специалистах сохраняется: в ретейле, сфере информационных технологий (особенно нужны разработчики ПО), промышленном производстве ("голубые воротнички", инженеры и технологи), фармацевтическом бизнесе (продажи и продуктовый маркетинг).
- Определить востребованную вакансию, которая востребована на рынке труда. Определите круг фирм, куда вы хотели бы устроиться, и начинайте изучение их сайтов. Даже если вы не встретите объявлений о поиске сотрудников (а сейчас это вполне вероятно), имеет смысл отправить резюме на электронный адрес организации. То, что вакансия не опубликована, отнюдь не всегда означает, что ее действительно нет. Кстати, очень многие предприятия заинтересованы в активных кандидатах, не боящихся напрямую обратиться к нанимателю.
- Выбрать модель и способы трудоустройства. Существует как минимум 8 основных способов поиска работы. Вы можете комбинировать их по своему усмотрению, использовать один единственный, либо испробовать все. Ваш выбор должен определяться профессией, должностью, уровнем квалификации, конкретной ситуацией и другими соображениями.
- Создание резюме и его размещение на сайтах Если вы ограничитесь написанием одного варианта анкеты и будете упорно рассылать его всем нанимателям, опубликовавшим заинтересовавшие вас объявления, результат, скорее всего, будет нулевой. Сейчас, когда кадровики выбирают лучших из лучших, резюме нужно «затачивать» под каждую конкретную вакансию, то есть делать акцент именно на тех функциях, знаниях и навыках, которые важны для предполагаемой должности. Не поленитесь составить несколько видов анкеты и дорабатывать ее с учетом специфики выбранной вами вакансии. Например, бывшему главному бухгалтеру маленькой фирмы, стремящемуся трудоустроиться в кратчайшие сроки, понадобятся, как минимум, три варианта резюме: на позиции главбуха (для небольших компаний), заместителя (для средних по величине организаций) и ведущего бухгалтера (для крупных холдингов).
- Отработать технику прохождения интервью Получив приглашение на собеседование, тщательно подготовьтесь, чтобы чувствовать себя более уверенно — даже у высококлассных специалистов сегодня есть серьезные конкуренты. Начните с изучения информации о компании-нанимателе — ее можно найти на корпоративном сайте, в прессе и других открытых источниках. Уверяю вас, вы не потратите время зря, ведь кандидат, хорошо осведомленный о деятельности фирмы, имеет гораздо больше шансов произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Следующий этап — подготовка рассказа о себе. Трудовую биографию опять-таки нужно представлять с разных точек зрения, учитывая специфику деятельности предприятия. Человеку, умеющему доходчиво излагать свои мысли, будет несложно заинтересовать рекрутера рассказом о своем профессиональном опыте. Тем же, кто не наделен от природы даром красноречия, придется гораздо труднее. Чтобы обрести уверенность в себе, пройдите тренинг по подготовке к собеседованию — их предлагают кадровые агентства и консалтинговые организации. Если этого недостаточно, запишитесь на курсы ораторского искусства. Научившись говорить красиво, вы сумеете побороть волнение и найти правильные слова для рассказа о своих профессиональных достоинствах.
Таблица стратегия трудоустройства в период кризиса:
Этап стратегии трудоустройства | Рекомендации |
Выяснение востребованных сегментов рынка труда | Обратиться в кадровое агентство за консультацией или самостоятельно изучить ситуацию на рынке труда. |
Определить востребованную вакансию на рынке труда | Является логичным продолжением предыдущего пункта: выберите наиболее востребованную вакансию или список востребованных вакансий, для создания резюме на них. |
Выбрать модель и способы трудоустройства | Наилучший способ использовать все возможности для трудоустройства: биржа труда, размещение резюме на сайтах о работе и обращение в кадровое агентство за трудоустройством. |
Создание резюме и его размещение на сайтах | Возможно или самостоятельно, или с помощью специалиста. |
Отработать технику прохождения интервью | Отработать технику прохождения можно самостоятельно репетируя ответы на вопросы работодателя, или обратиться за карьерным консультированием в кадровое агентство |
Заметки на полях
1. Работодатели чаще просматривают резюме кандидатов, у которых стоит отметка о готовности к командировкам и переезду. Готовность к переезду - это возможность получить выгодное с финансовой и карьерной точки зрения предложение.
2. При решении задач карьерного роста и трудоустройства стоит обратить внимание и на социальные сети: большинство HR-специалистов крупных компаний, опрошенных Superjob, говорят о том, что содержание постов в социальных сетях играет роль при оценке будущего работника. Так, излишне откровенные фотографии и видео могут испортить карьеру даже ценному специалисту.
3. Не стоит забывать и о проверенных временем инструментах. Продвижению по карьерной лестнице помогает нетворкинг, проще говоря - связи. Согласно опросам, более четверти россиян (26%) считают личные связи и знакомства в профессиональном сообществе приоритетно важными для успеха на работе. Еще 62% уверены, что связи - хоть и не главное в профессиональном развитии, но пренебрегать ими не стоит.
4. Персональный успех в трудоустройстве и продвижении по карьерной лестнице будет зависеть от набора "кризисных качеств. Это готовность кандидата повышать свой профессиональный уровень, умение корректировать зарплатные ожидания, навыки использования всех возможностей самопродвижения на рынке, в том числе через онлайн-ресурсы. Они не только позволяют за минимальный срок охватить большую часть вакансий, которые представлены на рынке. При грамотном использовании наиболее крупные сайты дают возможность выделить себя среди других кандидатов. Например, такая на первый взгляд мелочь, как графа резюме "готовность к командировкам", может стать дополнительным аргументом в пользу работника
И наконец, самое главное: Ваши эмоции – это Ваша сила. Не бойтесь экспериментировать и экспромтов. Большинство отказов в трудоустройстве имеют эмоциональный характер и зачастую никак не связаны с профессиональными качествами кандидата. Возможно Вы изобретете свой способ трудоустройства, и он будет для Вас единственно правильным.