Соискатели и работодатели в своих резюме и описаниях вакансий употребляют термин «стрессоустойчивость». Упоминания о стрессоустойчивости фактически стали неотъемлемой частью любого текста резюме и объявления о вакансии. А какой же смысл мы вкладываем в понятие стрессоустойчивости на самом деле?
Стрессоустойчивость - это прежде всего, способность эффективно работать в сложных условиях, стрессовых ситуациях. Многие кадровые эксперты говорят о том, что такое качество как стрессоустойчивость, необходимо сотрудникам тех профессий, которые связаны с ответственностью за жизнь людей (спасатели, врачи) или постоянным риском (спасатели, пожарные, сотрудники правоохранительных органов). Сотрудники таких сфер проходят специальную подготовку, позволяющую сохранять спокойствие и способность ясно мыслить и принимать решения в критических ситуациях.
Зачем же это качество может понадобиться работнику, который трудится в среднестатистическом офисе? Данное качество необходимо руководителям, на чьих плечах лежит большая ответственность. Им постоянно приходится принимать ответственные решения, порой в сложных нестандартных ситуациях. Стрессоустойчивыми приходится быть менеджерам при работе с проблемными клиентами. Иногда требование вакансии о стрессоустойчивости вызвано напряженной обстановкой в самом офисе, в коллективе или грубостью руководства компании. В последнем случае соискателю следует задуматься, нужна ли ему именно эта работа, в условиях постоянного неоправданного стресса.
Обычно к работникам офиса такое качество, как стрессоустойчивость, приходит с опытом. Когда работник впервые сталкивается со сложной ситуацией или проблемным клиентом, ему трудно сохранить хладнокровие, он испытывает естественное волнение. Если же у него есть достаточный опыт работы с проблемными клиентами или принятия решений в непростых ситуациях, он будет сохранять спокойствие, конструктивно мыслить и правильно действовать, руководствуясь своим прошлым опытом.
Многие работодатели устраивают проверку кандидата на стрессоустойчивость во время интервью. Проводя собеседование, менеджеры по подбору персонала провоцируют соискателей, искусственно создают стрессовую, конфликтную ситуацию и наблюдают за реакцией соискателей. Основная цель – выяснить, как будет вести себя кандидат в стрессовой ситуации, расстроится ли он, потеряет ли самообладание, или же сохранит способность ясно мыслить и сможет достойно урегулировать конфликт. Проводя стрессовое интервью, менеджер по персоналу может проявлять фамильярность по отношению к кандидату, задавать личные или не имеющие отношения к работе вопросы, умышленно пытаться задеть самолюбие оппонента, делать паузы в разговоре, молча разглядывать кандидата, обращаться к кандидату с неожиданными просьбами, резко менять направление беседы и даже грубить кандидату.
Специалисты кадрового рынка рекомендуют соискателям, столкнувшимся с таким необычным поведением менеджера по подбору персонала, в первую очередь сохранять спокойствие и воспринимать происходящее как тренинг. В таком случае соискатель кандидат сможет «переиграть» оппонента. Если Вы попали на стрессовое интервью, ни в коем случае не следует отвечать грубостью на грубость или проявлять раздражительность. Напротив, необходимо максимально доброжелательно отвечать на поставленные вопросы, сгладить противоречия, проявить выдержку и спокойствие. Но при этом не давайте себя в обиду. Именно такому кандидату, не склонному к нервным срывам, уравновешенному, умеющему контролировать свои эмоции и при этом ясно мыслить и эффективно действовать, работодатель отдаст предпочтение.